Открытие этой черной дыры астрономов поставило в тупик

Наблюдая за спиральной галактикой NGC 3147 в созвездии Дракон в космический телескоп Hubble, астрономы обнаружили яркий диск материи, который «обнимает» в центральной её части гигантскую черную дыру. Открытие сильно поразило ученых, ведь считалось, что из-за небольшого количества вещества эта не из самых ярких галактика попросту не способна «кормить» настолько мощный аккреционный диск. На страницах тематического издания Monthly Notices of the Royal Astronomical Society появилась статья, в которой итальянский специалист в этой области Стефано Бьянчи со своими коллегами рассуждает о неожиданной находке.

Как определили ученые, вещество диска развивает скорость более 10 процентов от световой. Черная дыра весит как 250 миллионов Солнц, и по причине столь большой массы излучение внутренних областей диска несколько смещается в красную сторону спектра. Диск черной дыры в этой галактике можно сравнить в какой-то мере с мини-квазаром, но окутавшего её вещества теоретически должно быть крайне недостаточно.

«Аналогичные диски мы наблюдаем и у объектов, светимость которых превосходит в сотни тысяч раз. Предсказания моделей для особо тусклых активных галактик, судя по всему, не подтвердились», — сказал Бьянчи.