Астрономы нашли планету в форме яйца и с крайне суровыми условиями

В 2015 году астрономы обнаружили в созвездии Кормы планету WASP-121b, но только сейчас выяснили, что форма её похожа вовсе не на шар, а на что-то вроде вытянутого яйца или мяча для игры в американский футбол. Научная статья об этом появилась на страницах популярного издания Astronomical Journal.

«Мы стали изучать эту планету, заинтересовавшись её «экстремальным» характером. Пытались отыскать следы магния, железа и других металлов в ее оболочках, и мы были крайне удивлены, когда желаемое нашли, но на огромном расстоянии от планеты. Дело в том, что родительская звезда планеты попросту «обдирает» её атмосферу», — рассказал сотрудник университета Джона Гопкинса в Балтиморе (Соединенные Штаты Америки) Дэвид Синг.

За всю пока ещё недолгую эпоху «охоты» за экзопланетами, удалось найти несколько тысяч объектов вне нашей системы. Некоторые планеты оказались схожи с Землей по габаритам, другие же представляют собой уменьшенные либо увеличенные модели Юпитера. Сейчас ученые добывают информацию относительно атмосферы открытых планет, чтобы понять, обладают ли какие-то из них условиями для обеспечения существования жизни.

Если говорить о WASP-121b, то эта планета потенциально обитаемой не является. Объект был открыт четыре года назад, а находится он в системе схожей с Солнцем звезды, которая обитает в созвездии Кормы, что в 850 световых лет от нас.

Наблюдения за WASP-121b проводились с помощью космического телескопа Hubble. Выяснилось, что верхние слои атмосферы планеты раскалены до 2700 °C, а происходит это за счет наличия водяных паров и некоторых веществ, которые активно поглощают исходящий от звезды ультрафиолет, превращая его в тепло. В стратосфере этого космического тела так жарко, что даже железо расплавится и закипит.

Астрономы нашли планету в форме яйца и с крайне суровыми условиями

А когда научная группа пыталась подсчитать количество «металлов» — элементов тяжелее гелия и водорода — в разных областях атмосферы исследуемой планеты, вдруг определилось ещё одно её свойство, которое удивило экспертов.

Задавшись этой целью, ученые проследили, в каких количествах поглощается и вырабатывается ультрафиолет воздушными оболочками WASP-121b, а также произвели при помощи Hubble анализ её спектра. Полученные данные использовали для создания виртуальной модели планеты, чтобы получить информацию по её свойствам.

В итоге следы магния и железа были обнаружены не только в нижних слоях атмосферы адски раскаленного объекта, но и в других воздушных оболочках, находящихся много дальше от ядра этого газового монстра. Проанализировав весьма необычное распределение «металлов», специалисты пришли к выводу, что планета напоминает вовсе не шар, а яйцо или мяч для игры в регби.

Дэвид Синг пояснил, что добытые им и его коллегами факты говорят о том, что родное светило буквально «обдирает» атмосферу WASP-121b, поэтому планета «распухает» под действием огромных доз света и тепла. Исходя из этого, WASP-121b является планетой не только с самыми экстремальными условиями, но и с очень необычной формой.