Американские военно-морские или военно-воздушные учения, которые в изобилии проводятся по всему свету, в том числе и на Тихом океане, нечасто бывают интересными. Но иногда среди них отмечается нечто действительно интересное.
Во время учений Talisman Sabre 2019, которые состоялись в конце июля 2019 года в Австралии в акватории Кораллового моря, воздушный заправщик KC-30A (модификация Airbus A330 MRTT) ВВС Австралии произвел дозаправку в воздухе американского самолета F-22. По словам командира 13-й авиационной экспедиционной группы ВВС США, полковника Барли Болдуина, это была первая такая дозаправка.
F-22 дозаправляется с KC-135
Первый же вопрос: зачем? Дозаправку в воздухе обычно производят при перегонке самолетов из США через Тихий океан на авиабазы в Японии и Южной Корее. Но здесь явно отрабатывался не этот вариант, а вариант дозаправки при боевом применении самолета. Разве у американцев мало авиабаз, что им пришлось бы прибегать к дозаправке F-22 в воздухе?
Этот случай привлек мое внимание своей нелогичностью и странностью. Собрав некоторые другие сведения и поразмыслив на тему, зачем бы это американцам понадобилось такое, я пришел к выводу, что речь идет об отработке новой тактики сражения за превосходство в воздухе над определенным морским районом.
Недостаток баз
Американцы действительно не везде имеют авиабазы. Одно из таких мест — Южно-Китайское море. В вероятном военном противостоянии США и Китая это море одно из наиболее важных, поскольку по нему проходят морские коммуникации, которые для американцев целесообразно отрезать. Об этом говорилось давно, еще в 2011 году уже публиковались планы морской блокады Китая.
Легко сказать — трудно сделать. НОАК бросит на прорыв блокады свою авиацию и свой флот, которые год от года становятся все более многочисленными. К тому же Китай имеет рядом свои береговые авиабазы и усиленного закрепляется на Парасельских островах. У американцев же ближайшая их собственная авиабаза, Футтэма на Окинаве, находится в 1900 км от этого района. Это за пределами боевого радиуса F-22. Конечно, можно порассуждать, что вот есть Филиппины, и они могут предоставить аэродромы. Только это вопрос пока что дискуссионный, и может получиться так, что Филиппины не захотят помогать США, чтобы не иметь дело с Китаем. На старой американской авиабазе Кларк недалеко от Лусона, закрытой в 1991 году, с 2016 года базируется небольшой авиационный контингент: 5 самолетов А-10, три вертолета HH-60 и около 200 человек персонала. Это только патруль, и серьезных военных задач он выполнить не может. К тому же базировать секретный и очень дорогой F-22, на который возлагаются большие надежды, на Филиппинах — это слишком большой риск. Уже отсюда следует то, чтобы F-22 мог действовать в Южно-Китайском море, он должен дозаправляться в воздухе где-то в районе восточнее Тайваня.
Численный перевес за китайской авиацией
Есть и другой немаловажный фактор. За последние годы Китай существенно нарастил численность своей авиации, и теперь может выставить до 600 современных самолетов на ТВД Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. У китайцев также большая сеть авиабаз и аэродромов, которые позволяют этими воздушными силами маневрировать и концентрировать их в том или ином месте. У американцев же боевой радиус самолетов, базирующихся на имеющихся авиабазах захватывает только северную часть этого региона.
На этой схеме видно, что у Китая на северном побережье Южно-Китайского моря шесть первоклассных авиабаз
У США современных самолетов теперь всего около 400, и на Тихий океан они могут отправить только часть из них, вероятно 200-250, с учетом авианосцев. Уже это дает почти троекратное численное превосходство ВВС НОАК в воздухе, то есть возникает вероятность того, что китайская авиация может разбить американскую, захватить господство в воздухе, и тогда ни о какой блокаде Китая уже нельзя будет говорить.
В США, конечно, зачесались. Но поскольку догнать китайскую авиацию числом они не могут, то возникла идея поставить на качественное превосходство. Командующий ВВС США на Тихом океане (U.S. Air Force Pacific) Чарльз Браун еще в апреле 2019 года заявил, что к 2025 году в этом регионе будет более 200 самолетов F-22 и F-35, своих и союзников.
Однако эта идея была не столь проста в исполнении, как изначально казалось. Авиабаз слишком мало, и вся эта авиационная группировка не только не могла действовать в Южно-Китайском море, но и оказывалась бы скученной на нескольких авиабазах, что делало бы ее крайне уязвимой. Тем более что в Китае стали отрабатывать ракетные удары по авиабазам и авианосцам ракетами средней дальности. Даже частичный успех подобной ракетной атаки мог резко сместить баланс сил в пользу Китая и дать ему возможность захвата господства в воздухе.
Негр с четырьмя генеральскими звездами и его подчиненные пораскинули мозгами и выдвинули вариант, который мы сейчас и обсуждаем.
Ударил — убежал
Вообще, это тактика аса Люфтваффе Эриха Хартманна: «Ударил — убежал». Хартманн набил свои 352 победы очень простым образом. Он не лез в свалку и виражи, а выбирал себе отдельную цель, обычно слабого пилота, которого хорошо видно по полету, пикировал на него от солнца, бил и тут же уходил на высоту и в сторону. Тактика весьма эффективная и довольно безопасная для аса, правда, ее военная целесообразность тоже весьма сомнительна. По крайней мере, покрасить самолет в полоску пойдет.
Американцы взяли эту же тактику с некоторыми модификациями. Цель у Хартманна и у генерала Брауна с его пилотами состоит в том, чтобы выбить у противника (в данном случае ВВС НОАК) побольше самых лучших самолетов, чтобы потом можно было добить оставшихся силами палубной авиации. У них нет выбора, поскольку лобовая схватка в столь невыгодных условиях может кончиться их поражением.
Основной расчет у них делается на радар F-22 — AN/APG-77, у которого инструментальная дальность 593 км, а дальность обнаружения в режиме малозаметности, то есть при помощи труднозасекаемых слабых импульсов, — 192 км. Новейшая ракета AIM-120D имеет дальность пуска, по имеющимся данным, до 180 км. То есть пилоту F-22 дают данные о наличии противника в определенном районе, он должен подойти, пошарить радаром в режиме малозаметности, затем атаковать ракетами и тут же уходить. В последнем пункте и состоит вся соль новой тактики. F-22 на ТВД в Южно-Китайском море должен подойти для атаки со стороны океана и после атаки уходить туда же, где его поджидает самолет-заправщик. Китайские самолеты, даже если обнаружат его, преследовать не смогут из-за ограниченного запаса топлива, а F-22 долетит до своего воздушного танкера, дозаправится и пойдет на свою авиабазу. Перегоночная дальность у него превышает 3000 км, что позволяет проводить дозаправку далеко в океане, за пределами досягаемости китайских перехватчиков. KC-30A может отдать 65 тонн топлива на расстоянии 1800 км от базы, с возможностью возвращения на базу. Самолет-заправщик может заправить в воздухе 8 самолетов F-22. Помимо этого, КС-30А может брать топливо в воздухе с другого заправщика, то есть принципиально возможно передавать топливо с самолета на самолет по цепочке, обеспечивая тем самым либо действия самолетов на расстоянии нескольких тысяч км от авиабазы, либо же обеспечивая их длительное нахождение в воздухе.
Кстати, вот возможности этого самолета. KC-30A ВВС Австралии дозаправляет Globemaster ВВС США
Это обстоятельство позволяет F-22 действовать с авиабаз на востоке Японии и из Австралии, а также, если очень потребуется, то с Аляски и Перл-Харбора (соответственно 8,5 и 9,4 тысячи километров до Южно-Китайского моря). Не будем также забывать, что в США есть палубный самолет S-3 с модификацией заправщика, который может дозаправить в воздухе один F-22. То есть дозаправка возможна не только с береговых авиабаз, но и с авианосцев в открытом океане.
На мой взгляд, идея получается довольно оригинальной и осуществимой. Конечно, вряд ли можно ожидать, что такими вот укусами издалека американцы смогут справиться со всей новейшей китайской авиацией. На любую тактику можно разработать контртактику, как сводящую к нулю усилия противника, так и заводящую его в ловушку, под удар.
Но все же одно веское преимущество американцы от этого получают: саму возможность вести сражения в воздухе на очень удаленных ТВД. Даже если китайцы вынесут ракетной атакой их ближние авиабазы в Японии и Южной Корее, то все равно у них останется возможность использовать самолеты над акваторией Южно-Китайского моря.