Идея установки ракетного вооружения на танки долго витала в воздухе, и в начале тридцатых годов советские специалисты занялись ее проработкой и реализацией. В этот период в нашей стране было создано несколько подобных проектов, и ведущую роль в развитии нового направления сыграл Научно-исследовательский отдел Военной академии механизации и моторизации РККА. Разработкой ракетных вооружений в нем занимался военный инженер 2 ранга М.Н. Тверской.
Опытный танк РБТ-5 с торпедами «ТТ». Фото Zonwar.ru
Ракета «ТТ»
В начале тридцатых годов в СССР проводились различные эксперименты по совершенствованию вооружений серийных и перспективных танков. Вместе с другими предложениями прорабатывался вопрос установки ракетного вооружения. В то время подобные ракеты назывались танковыми торпедами – отсюда и обозначение первого проекта, «ТТ».
В основе проекта «ТТ» от ВАММ лежало достаточно простое предложение. Торпеду предлагалось выполнить на основе обтекаемого пустотелого агрегата достаточного объема. Его дополняли стабилизатор и ракетный двигатель. При использовании доступных компонентов и технологий можно было обеспечить стрельбу такой торпедой на дальность до 1500—1800 м. В дальнейшем подобный подход позволял создать более мощное вооружение с увеличенной дальностью.
Запускать «ТТ» предлагалось при помощи коротких направляющих, монтируемых на башне танка-носителя. Конструкция пусковой установки обеспечивала вертикальную наводку, тогда как горизонтальную предлагалось осуществлять поворотом башни. Расчеты показывали, что носителями «ТТ» могут стать танки серии БТ и более тяжелые машины.
Облик первой версии танковой торпеды был определен в конце 1933 г. Изделие имело длину 1,8 м при диаметре головной части 420 мм и массе 250 кг. В головной части корпуса помещался боезаряд массой 130 кг, в хвосте – 13,5 кг твердого топлива двигателя. Использовалось Х-образное хвостовое оперение. Боевая часть торпеды была совместима с серийными взрывателями для авиабомб. Во избежание нештатного подрыва установленный взрыватель прикрывался конической броневой крышкой.
Ракетный танк
В том же 1933 г. в ВАММ разработали пусковую установку для «ТТ» и проект ее монтажа на танке БТ-5. Предлагались два варианта установки, с одной или двумя ракетами на направляющих. Предпочтение отдали варианту с большим боекомплектом, и именно он был доведен до испытаний.
РБТ-5 в разрезе. Рисунок Zonwar.ru
Проект под названием РБТ-5 («Ракетный БТ-5») предусматривал оснащение серийного легкого танка рядом новых приборов. Прежде всего, на бортах башни появились две направляющие для ракет с возможностью подъема на 48°. Управление наводкой осуществлялось за счет отдельных ручных приводов. Для пуска торпед применялась электрическая система. Кроме того, на корме танка появились щитки для отвода реактивных газов от решеток моторного отделения.
Стрельба торпедами представляла определенную сложность. Сначала экипаж танка должен был выполнить стрельбу из штатной 45-мм пушки и добиться попадания в выбранную цель. Затем при помощи специальных таблиц следовало произвести расчет и определить угол наводки пусковой установки. Только после этого можно было отправлять в полет танковую торпеду.
Танк РБТ-5 или подобные ему бронемашины мог решать широкий круг задач, для которых требовалось оружие повышенной мощности. Торпеды могли использоваться против различных укреплений, дотов, тяжелой бронетехники и т.д. По сути, танк с торпедами становился своеобразной заменой тяжелой артиллерии или бомбардировочной авиации – со схожими боевыми показателями и рядом ограничений.
Опытные образцы установок для испытаний на стендах и на танках построили в конце 1933 г. на московском заводе №37. Монтаж установок на серийный БТ-5 осуществлялся в Харькове. Оттуда готовую машину отправили на подмосковные полигоны.
В ходе испытаний
Первые опыты с торпедами «ТТ» массой 250 кг были выполнены в начале 1934 г. Их начали с проверки прочности корпуса. В отсек ракетного двигателя поместили полный набор пороховых шашек и электровоспламенитель. Заряд показал требуемые характеристики, а корпус справился с нагрузками.
Пуск торпеды с танка. Фото Warspot.ru
Далее были проведены испытания со стрельбой с наземной пусковой установки, несущей одну торпеду. Всего выполнили шесть подобных пусков. В двух использовались ракеты с весовым имитатором боевой части, в четырех – полноценные боевые изделия. При угле возвышения 50° торпеды летели на дальность 1400—1500 м. Полет был устойчивым и не вызывал претензий.
Четыре опытные торпеды несли 130-кг заряд тротила, что привело к появлению воронок. Средний диаметр воронки достигал 10 м, глубина – до 4 м. Таким образом, мощность «ТТ» в 250-кг исполнении была достаточна для борьбы с намеченными целями.
В июле 1936 г. начались испытания танковых торпед вместе с танком-носителем. В ходе этого мероприятия планировалось проверить реальные боевые качества всего комплекса, а также оценить воздействие ракетных двигателей на танк и его экипаж. Для этого провели несколько серий выстрелов, с открытыми и закрытыми люками. Между пусками угол возвышения изменялся на 10°, что соответствовало изменению дальности примерно на 100 м. Испытания с разными условиями и вводными продолжались до ноября.
Было установлено, что башня с дополнительной нагрузкой около 800 кг (две пусковые установки и две торпеды) вращается свободно и без затруднений. При старте ракеты струя двигателя отражалась от брони и не наносила никаких повреждений. Экипаж не испытывал особого дискомфорта. Дальность стрельбы на максимальных углах почти не отличалась от полученной ранее на стенде.
Впрочем, не обошлось без критики. В отчете об испытаниях указывалось, что специальное оснащение танка РБТ-5 отличается громоздкостью и ухудшает общие показатели машины. Боекомплект ракетного вооружения посчитали недостаточным. Перезарядка оказалась крайне сложной, а кроме того, для ее выполнения экипаж должен был покидать защищенный объем. Крупные ракеты были хорошей мишенью даже для ружейно-пулеметного огня, а их дальность стрельбы оказалась недостаточной для применения в условиях реального боя. Возникали и проблемы с точностью стрельбы, осложнявшиеся специфическим процессом наводки.
50-кг торпеда. У пусковой установки — главный конструктор М.Н. Тверской. Фото Strangernn.livejournal.com
По итогам испытаний 1934-36 гг. проекты танковых торпед и ракетного танка посчитали неудачными. Такие образцы не представляли интереса для армии и не могли быть приняты на вооружение. Однако их испытания позволили составить список рекомендаций для разработки новых подобных систем. С учетом этих рекомендаций прорабатывались новые проекты, но и они не дали реального результата.
Увеличенная торпеда
Параллельно с испытаниями РБТ-5 и 250-кг танковыми торпедами шла разработка более мощной системы такого рода. Летом 1935 г. НИО ВАММ вывел на полигон изделие массой 500 кг. Такая торпеда для упрощения производства основывалась на агрегатах серийных авиабомб соответствующего калибра.
Головная часть новой «ТТ» представляла собой корпус бомбы с зарядом и взрывателем. К нему крепился хвостовик, объединявший корпус двигателя и стабилизаторы. В ходе испытаний использовалась пусковая установка с желобом-направляющей, смонтированным с фиксированным углом возвышения. Габариты и масса торпеды позволяют предполагать, что она не предназначалась для использования на танках – в отличие от более легкого изделия.
Проект 500-кг торпеды не продвинулся дальше испытаний. По всей видимости, на его судьбе сказались неудачные результаты проверки РБТ-5 и его оружия. Изделие массой 500 кг могло показывать высокие боевые качества, но для их получения требовались особые усилия. Разработка целого ракетного комплекса под такое оружие оказалась нецелесообразной.
Опередившие время
В тридцатых годах силами ВАММ и других отечественных организаций был создан целый ряд проектов ракетного вооружения для серийных и перспективных танков – в том числе и системы серии «ТТ». Однако даже самые успешные из них не продвинулись дальше полигонных испытаний. Мало того, после ряда неудач работы в этом направлении прекратили, а все силы были брошены на более реалистичные проекты.
К идее установке ракетных систем на танки вернулись только через несколько десятилетий. На этот раз речь шла о компактных ракетах, запускаемых через ствол орудия и не нуждающихся в отдельной пусковой установке. Такие изделия получили системы управления и боевые части, оптимизированные для борьбы с бронетехникой. В таком виде «танковые торпеды» прекрасно показали себя и поступили на вооружение.