Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества

Париж, Музей Армии. А теперь давайте прервемся с рассказом о том, что можно увидеть в Европе из окна автобуса и посмотрим, а что можно там увидеть, если хотя бы немного там пожить. Ну, скажем, в том же Париже, если приехать туда днем 13-го, а уехать днем 15-го июля. Почему эти дни так важны? Так ведь 14-го — День взятия Бастилии, когда в Париже проводится военный парад и при этом все работает. Макрон распорядился. «Праздник – праздником, а экономика – экономикой!» Так что работают и магазины, и кафе, и все музеи. Причем бесплатно, что для туриста, безусловно, очень важно. Правда, вот Музей Средневековья (Музей Клюни) почему-то деньги за вход все же требовал, но там дешево, так что этим расходом вполне можно и пренебречь, да и не каждый завсегдатай сайта «ВО», если он, конечно, окажется в Париже, туда пойдет – место на любителя. Но вот пропустить «нашему человеку» Музей Армии ну просто никак невозможно.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Сегодня у нас рассказ об артиллерии, из экспозиции Музея Армии в Париже. Поэтому начнем с фотографии входа в зал, где находятся ее образцы. Глядя в разверзнутые жерла выставленных в нем пушек, поневоле начинаешь уважать всех: и тех, кто их создавал, и тех, кто из них стрелял, и тех… в кого из них стреляли!

Добраться до него легко. Садишься в метро (линия №7), хотя, возможно, придется сделать несколько пересадок, выходишь на станции «Латур-Мобур» (это был один из наполеоновских военачальников), и вот он прямо перед тобой. Можно выйти у «Военной школы», но там идти дольше.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Сейчас я туда войду…

Находится музей в огромном здании Дома Инвалидов. Назван он так потому, что король Людовик XIV в 1670 году построил его для размещения солдат-инвалидов и ветеранов, где они проживали на полном государственном обеспечении, однако, трудились там же в мастерских, выполняя посильную для себя работу. Поэтому в Доме Инвалидов было все: и дортуары для сна, и обеденные залы, и кухни, и просторные мастерские, и даже поля для игр. Там же находится и солдатская церковь, и сама могила Наполеона. Так что похоронен он, можно сказать, если и не совсем среди своих солдат, то уж во всяком случае достаточно близко от места их проживания.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
А это вовсе не экспонат музея, а бронеавтомобиль «Гриффон» сил армии, вызванных в Париж для обеспечения правопорядка во время праздника. Год назад его приняли на вооружение, о чем, кстати, писали у нас на ВО, а уже сегодня они в большом количестве стояли у Музея Армии и в других местах. Понятно, что на всякий случай.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Ну а в воздухе над музеем и площадью перед ним в течение всего парада барражировал вот этот вертолет.

Экспозиция артиллерийских орудий – а сегодня мы расскажем именно о них, начинается прямо у входа и продолжается внутри квадратного внутреннего двора музея, где орудийные стволы и сами орудия расставлены по его периметру.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Такая вот мортира стоит там в углу двора. А примечательна она как раз отсутствием всяких излишеств, то есть она по-современному функциональна. Ну, а дальность стрельбы из нее изменялась при помощи множества зарядов, закладывавшихся в нее по специальной таблице.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Корабельное бомбическое орудие Пексана. Впрочем, это уже XIX век, когда до людей уже стало доходить, что все эти завитушки и гербы на стволах орудий совсем ни к чему!

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Это же орудие. Вид сверху. Никаких декоративных излишеств на нем уже нет.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Совсем не так выглядят стволы орудий, выставленные здесь же во дворе. На их стволах во множестве воспроизведена королевская лилия, что никак не отражается на их качестве, но всем дает понять, кому принадлежат эти орудия и что это не что иное, как «последний довод королей».

Несколько слов, так, для «общего развития». Основан Музей был в 1905 году, когда коллекции Артиллерийского музея и Военно-исторического музея были объединены в одно целое. Сегодня Музей де ла Арме имеет одну из самых богатых в мире коллекций военных объектов в истории. В нем содержится около 500 000 единиц оружия, доспехов, артиллерийских орудий, украшений, эмблем, картин и фотографий, что позволяет познакомиться с французской военной историей от Средневековья и до окончания Второй мировой войны. Каждый год в нем проводятся две временные выставки, а также имеет место быть широкая культурная программа концертов, лекций, циклов фильмов и других мероприятий.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Поскольку орудийные стволы в XVI – XVIII вв. отливались из бронзы, многие из них смотрятся как настоящие произведения литейного искусства.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Гербы и эмблемы, девизы, морды зверей, «розетки» и «завитушки» — фантазия мастеров-литейщиков, старавшихся придать своим орудиям неповторимый внешний вид, не знала предела. Тогда считалось, что орудия должны быть не только функциональны, но и красивы. А сколько лишней бронзы пошло на все эти завитушки даже и подсчитать нельзя.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Даже сугубо функциональным деталям орудийного ствола порой придавался совершенно фантастический облик. Вот винград…

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
А это дельфины, отлитые в форме коронованных орлов!

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Теперь мы идем внутрь и видим там вот такую бомбарду страшного внешнего вида, состоящую из двух частей – ствола и пристыкованной к ней зарядной каморе. Вопрос: и как только такие вот орудия делали? Поскольку литье больших стволов из бронзы было еще не освоено, а лить чугун не умели, орудия делались ковкой! Это вообще удивительно, если задуматься, почти так же, как изготовление египтянами каменных блоков для своих пирамид, вот только здесь почему-то никто на помощь звездных пришельцев и выходцев из Гипербореи не призывает. Хотя стоило бы, потому что операция эта была труднейшая. Сначала выковывались железные продольные полосы, плотно прилегающие друг к другу. Затем они соединялись между собой на деревянной цилиндрической заготовке при помощи кузнечной сварки. То есть эта тяжеленная труба нагревалась на горне. Затем ее надевали на деревянную заготовку, которая при этом, понятное дело, горела и ковали. И так много раз, пока не получалась труба из этих самых скованных полос. Но для того, чтобы они держались прочнее и давление газов их бы не разорвало, на эту трубу надевался еще один ряд. Теперь уже из железных колес. Которые в нагретом состоянии натягивались на трубу и так остывали, сжимая ее при охлаждении.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Хорошо видны ряды надетых на ствол колец.

Например, бельгийская бомбарда «Бешеная Грета», изготовленная по такой вот технологии в Генте в конце XIV—начале XV века, имела внутренний слой из 32 продольных железных полос, и наружный, состоявший из 41 железного сваренного кольца переменной толщины, подогнанных вплотную один к другому. Калибр этой бомбарды составлял около 600 мм, вес, по разным источникам, от 11до 16 тонн (тут почему-то мы имеем противоречивые данные), длину канала ствола — около 3 метров, и общую— более 4 метров. Вес его каменного ядра определен точно: 320 кг. Самое интересное, что первоначально зарядные каморы на таких бомбардах были ввинчивающимися, для чего на них предусматривались отверстия для рычагов. И нередко к одной бомбарде было сделано несколько камор, явно для того, чтобы повысить ее скорострельность. Но… Во-первых, можно себе представить каково это было сделать для этого резьбу или какие-то там байонетные крепления. А во-вторых, на деле скорострельность это не увеличило. Металл от выстрела нагревался, расширялся, и вывинтить камору было уже невозможно. Требовалось ждать, чтобы бомбарда остывала или же обильно поливать ее водой.

Поэтому очень скоро и бомбарды, и мортиры стали просто напросто отливать из бронзы подобно колоколам!

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Вот, например, бомбарда-мортира Мальтийского ордена с острова Родос (1480—1500), («Музей Армии», Париж). Была изготовлена по заказу Пьера д'Обюссона и использовалась во время осады Родоса для обороны ближних подступов к стенам (100 — 200 м). Одна из самых крупных сохранившихся до сегодняшнего дня бомбард. Могла стрелять гранитным ядрам весом 260 кг. Вес самой бомбарды – 3325 кг.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
В центре 200 килограммовая бомбарда из кованого железа (около 1450 года), также сделана из металлических брусков, соединенных при помощи горячей ковки и скрепленных металлическими обручами. Могла стрелять шестикилограммовыми каменными ядрами. Общая длина 82 см. На ней, как вы видите, так же, как и на мортире слева, уже присутствуют цапфы, которых первоначально на стволах орудий не было. Справа казнозарядный фальконет, одно из первых казнозарядных орудий. Зарядных камор к нему точно также было несколько. Но вставлялись в ствол, а не ввинчивались в него, а закреплялись в нем при помощи клина. Так что скорострельность такого орудия была довольно высокой. Правда и обслуживать фальконет из-за прорыва газов в районе стыка ствола и каморы было не очень удобно. Впрочем, такие орудия были находкой для тогдашних кораблей, имевших небольшие размеры: чтобы зарядить их не нужно было выкатывать из пушечного порта на палубу.

Все эти оружия выглядят весьма утилитарно. Мастерам, их изготовившим, было не до украшательства. Но как только орудия научились отливать из меди, бронзы или чугуна положение сразу изменилось. Теперь стволы начали украшать, и всякий мастер старался переплюнуть в красоте стволов своих орудий другого.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Вот, например, ствол орудия, целиком покрытый изысканным цветочным орнаментом.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
У этого орудия ствол не только покрыт витыми каннелюрами, но и на нем отлита еще и змея, что, видимо, связано с его названием.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Змея крупным планом.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Популярным мотивом была пасть чудовища, из которого выходил либо дульная часть ствола, либо самый срез дульной части.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Соответственно, с противоположной стороны от дула ствол мог иметь и такое вот окончание в виде звериной морды. Она же играла и роль винграда, что чего в ней проделывалось сквозное отверстие для продергивания каната.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Интересно, что в экспозиции музея имеется множество оружейных стволов-макетов, отлитых из бронзы в уменьшенном масштабе и демонстрирующих образцы пушечного литья.

Данный материл называется «артиллерийские излишества» и связано это не только с вычурностью пушечного литья. Дело в том, что, научившись отливать стволы из бронзы, мастера прошлого тем самым фактически «развязали себе руки» и получили возможность создавать самые необычные пушки не только по форме, но и по своей конструкции. Многие из образцов таких необычных орудий показан в Музее Армии на макетах, выполненных из дерева и металла, причем очень красивых и точных, изготовленных в довольно-таки крупном масштабе, позволяющим их хорошо рассмотреть.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Вот, например, турецкая многоствольная пушка. У нее один основной ствол и восемь стволов, расположенных по его окружности меньшего калибра. Зачем такая система совершенно непонятно, однако она существует, причем в металле.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
И, по-видимому, это была не прихоть мастера, а своеобразный тренд, поскольку была также изготовлена и вот такая многоствольная бикалиберная мортира.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Корабельное орудие с тремя каналами в одном треугольном стволе.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Пехотное орудие сразу на пять каналов.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Двенадцатиствольный «орган смерти».

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Кстати, о том, что многоствольные пушки были в Средние века весьма популярны, говорят их многочисленные изображения на миниатюрах. Осада Реймса армией Эдуарда III (1359). Миниатюра из «Хроник» Фруассара (Национальная библиотека Франции, Париж)

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
А вот здесь у оружия ствол один, но стрелять эта пушка должна была снарядами в форме чечевицы. Причем не в форме диска, а вполне современной формы, будучи заостренными спереди. Вот только в полете они не вращались, поэтому о точности стрельбы из такой пушки вряд ли могла идти речь.

Париж. Музей Армии. Артиллерийские излишества
Последними мы посмотрим на вот это: ручные мортирки-гранатометы. Деревянная «дуга» сзади это такой… приклад с острием на конце. Вернее сказать, упор, поскольку отдача от выстрела даже 700-граммовой гранатой была исключительно велика и стрелять без упора было просто невозможно. В особенности настильным огнем. А так, хвост втыкался острием в землю и… можно было стрелять, а вся отдача как у современного миномета уходила в землю!

На сегодня мы прощаемся с Музеем Армии в Париже. Но в следующих материалах мы продолжим рассказ об этом уникальном музее.

Продолжение следует…

topwar.ru