Несколько дней назад ВМС США объявили о старте очередного этапа испытаний перспективного беспилотного летательного аппарата V-Bat разработки компании Martin UAV. Этот БПЛА уже прошел различные проверки на суше и теперь ему предстоит работать на борту судна в открытом море. Успешное выполнение нынешних задач позволит беспилотнику рассчитывать на эксплуатацию в военно-морских силах.
Подготовка к полету
Планы и успехи
Испытания проводятся силами экипажа транспортного судна USNS Spearhead (T-EPF-1). Оно прибыло на указанный морской полигон вблизи Атлантического побережья США, и с его палубы осуществляются полеты БПЛА. Целью испытаний является отработка взлета, полета и посадки изделия V-Bat при разных скоростях судна-носителя, в разных метеоусловиях, а также в обстановке, приближенной к боевой.
В первую очередь, БПЛА V-Bat должен подтвердить свою способность выполнения посадки на участок палубы размерами 7×7 м. Будут осуществляться эксперименты по достижению максимальных летно-технических характеристик. Запланирован поиск различных надводных целей и имитация работы в условиях радиоэлектронного противодействия противника.
Следует отметить, что основная часть рабочих характеристик уже получила подтверждение на практике. Так, в прошлом году после испытаний на наземных площадках была выполнена серия полетов с вертикальным взлетом и посадкой на движущийся грузовик. Беспилотник в автономном режиме успешно догонял свой носитель и выполнял посадку на площадке в 2,5×2,5 м.
Ранее компания Martin UAV совместно с разными структурами Пентагона выполняла различные тесты и подтвердила основные качества техники. Кроме того, V-Bat испытывался в ходе международных учений. К проекту недавно привлекли компанию Northrop Grumman, обладающую большим опытом в сфере БПЛА.
Вертикальный взлет и посадка
Нынешний БПЛА V-Bat является одним из главных результатов программы DARPA по созданию беспилотных систем вертикального взлета и посадки. Он был разработан в середине нынешнего десятилетия и на протяжении нескольких лет проходит различные испытания в разных условиях. Сейчас основные работы ведутся в интересах ВМС США. Также аппаратом заинтересовались армия и Береговая охрана.
Взлет с палубы
Суть проекта компании Martin UAV заключается в объединении лучших качеств самолетов и вертолетов путем использования схемы tailsitter. Взлет и посадка осуществляются вертикально, при этом аппарат буквально сидит на своем хвосте. Полет производится в горизонтальном положении, «по-самолетному». Выбранная схема позволяет совместить вертикальный взлет с экономичным горизонтальным полетом.
V-Bat представляет собой самолет нормальной аэродинамической схемы с композитным планером и высокорасположенным крылом малой стреловидности. Вместо традиционного оперения используется кольцевой канал с шестью управляемыми плоскостями, внутри которого помещен подъемный / толкающий винт. Фюзеляж вмещает аппаратуру управления и целевое оснащение.
Изделие имеет длину 2,4 м при размахе крыла 2,74 м. Максимальная высота – 60 см. Взлетная масса – всего 90 фунтов (менее 41 кг), из которых 20 фунтов (9,1 кг) приходится на топливо и 8 фунтов (3,6 кг) – на полезную нагрузку.
БПЛА оснащен двухтактным бензиновым двигателем объемом 183 куб.см и мощностью ок. 15 л.с. Такой двигатель с толкающим винтом обеспечивает вертикальный взлет, а в горизонтальном полете позволяет развить скорость до 90 узлов. Дальность полета по запасу топлива – 350 миль. Максимальная продолжительность полета превышает 8 ч. При этом радиус действия ограничен 45-50 милями от операторского пульта.
В базовой конфигурации V-Bat оснащается стабилизированным блоком оптико-электронной аппаратуры. Видеосигнал передается оператору по двухсторонней радиосвязи. Двигатель беспилотника соединен с генератором, дающим 150 Вт для питания целевой аппаратуры. БПЛА способен нести различные оптико-электронные или радиотехнические средства. С их помощью он может вести разведку разных видов, а также работать в качестве ретранслятора сигналов.
V-Bat в вертикальном полете
Заявлена стойкость к средствам радиоэлектронной борьбы. БПЛА может продолжать работу при отсутствии прямой связи с оператором или в условиях подавления сигналов спутниковой навигации.
Аппаратура управления выполнена максимально компактной и простой в обращении. Она включает ударопрочный кейс с компьютерной техникой и антенные устройства для связи с БПЛА. Аппарат и средства управления могут транспортироваться разными носителями; развертывание на стартовой позиции занимает минимальное время. Часть задач решается беспилотником самостоятельно и без участия оператора. В автономном режиме он может летать по заданному маршруту или осуществлять взлет и посадку, в том числе на движущийся носитель.
Способность вертикального взлета упрощает эксплуатацию в разных условиях, как на суше, так и на море. Возможность горизонтального полета обеспечивает повышенную топливную эффективность и, как следствие, улучшает дальность и продолжительность полета. Таким образом, V-Bat показывает летные характеристики на уровне других беспилотников самолетного типа, но при этом не предъявляет особых требований к местам базирования или носителям.
Потенциальные заказчики
На данный момент в качестве первого и основного заказчика будущих серийных аппаратов V-Bat рассматриваются военно-морские силы США. Они уже участвовали в разных мероприятиях в рамках этого проекта, и теперь проводят собственные испытания на одном из своих судов.
Флот видит в изделии V-Bat удобное многоцелевое средство наблюдения с высокими характеристиками, оптимизированное для эксплуатации на кораблях. При высокой дальности и продолжительности полета, этот БПЛА, в отличие от других изделий самолетного типа, не нуждается в сложном пусковом или посадочном оборудовании.
Испытания со взлетом и посадкой на грузовик, 2018 г.
В ходе нынешних испытаний на судне USNS Spearhead (T-EPF-1) опытный беспилотник должен подтвердить свои взлетно-посадочные характеристики в морских условиях. Успешное прохождение такой проверки в дальнейшем приведет к принятию аппарата на вооружение. После этого он может получить широкое распространение и дополнить имеющиеся у ВМС БПЛА существующих типов.
Выгодное сочетание взлетно-посадочных и летных характеристик также привлекает Береговую охрану. Эта структура планирует использовать V-Bat в качестве средства для патрулирования акваторий и поиска правонарушителей. Вероятно, ее БПЛА будут базироваться на кораблях.
Сухопутные войска тоже считают новый беспилотник перспективным и принимают участие в текущей программе. Армию, в первую очередь, привлекает возможность взлета и посадки практически в любой городской застройке, а также способность аппарата работать с подвижных платформ. В составе сухопутных войск, как и в случае с ВМС, новый БПЛА V-Bat дополнит наличествующие системы.
Путь в войска
Впрочем, пока все поставки остаются делом отдаленного будущего. В ближайшее время разные структуры Пентагона и компания-разработчик продолжат испытания и доводку техники. Поставка серийных V-Bat начнется не ранее 2021 г., когда будет завершен один из конкурсов с участием этого беспилотника.
Сейчас компания Martin UAV активно сотрудничает с военно-морскими силами и проводит новый этап испытаний БПЛА, на этот раз на реальном судне-носителе. Вероятно, по результатам таких тестов будет решаться вопрос принятия новой техники на вооружение ВМС. Затем аналогичные решения должны будут принять и другие структуры.
На данный момент перспективный беспилотник вертикального взлета и посадки Martin UAV V-Bat выглядит весьма удачным и позволяет делать оптимистичные прогнозы. Всесторонние испытания этой техники в интересах всех потенциальных заказчиков еще не завершены, но уже проведен целый ряд тестов разного рода, и БПЛА хорошо показал себя. Кроме того, успешно прошла проверку концепция, лежащая в основе проекта. По всей видимости, в ближайшие годы стоит ждать сообщения о принятии V-Bat на вооружение разных родов войск США.